Советский стиль интерьера
Советский шик: квартира 66 м² в Москве
«Эта квартира с непростым характером, практически Булгаковская. Оформляя ее, мы с заказчиком не стремились следовать какому-то определенному стилю и позволили себе немного иронии», — рассказывает дизайнер Алена Сковородникова
Тип недвижимости: квартира в сталинском доме
Метраж: 66 м²
Место: Москва, Кутузовский проспект
Стиль: винтажная эклектика
Основная идея проекта: сохранить очарование старой советской квартиры и создать ощущение пожившего интерьера
Цветовая гамма: натуральные оттенки дерева, голубой, охристый, оливковый и глубокий бордовый
Автор проекта: Алена Сковородникова, www.skovorodnikova.ru, +7 (916) 321 9336
«У квартиры сложный характер, очень она сопротивлялась нашему вмешательству, — рассказывает дизайнер Алена Сковородникова. — Нет ни одного предмета или элемента отделки, который бы приехал, смонтировался и прижился с первого раза. Сначала это было забавно, потом настораживало, но под конец все смирились. Недаром у дома такая сомнительная репутация: здание построено на еврейском кладбище, на форуме дома порой поговаривают про ведьм. Но все хорошо, что хорошо кончается, заказчик очень доволен реализацией и чувствует себя в этой квартире прекрасно».
«Типичную сталинскую планировку — длинный коридор, вдоль которого идет замурованный слуховой коридор из соседнего подъезда, две комнаты, небольшая кухня, раздельный санузел — не стали менять ради сохранения исторического паркета и лепнины. Но за счет снятия слоев гипсокартона, оставшегося от ремонта 90-х годов, площадь помещений незначительно увеличилась».
«Паркет, лепнину, двери и чугунные радиаторы по просьбе заказчика сохранили и отреставрировали. Заменили только окна и сантехнику. За чугунными радиаторами изначально была уложена керамическая советская плитка, ее демонтировали, но саму идею сохранили, выбрав более „пожившую“ рельефную керамическую плитку. В двойной двери гостиной заменили старое стекло на витраж, выполненный по мотивам витража в антикварных витринах. В мокрых зонах расстелили эффектные метлахские „ковры“, а на кухне позволили себе вольность в виде разноцветной керамической чешуи».
«Владелец хотел, чтобы стены были заветренными, выцветшими и живописными — как в итальянской провинции»
«Владелец хотел, чтобы стены были фоном для винтажной мебели, но при этом самодостаточными и как бы заветренными, выцветшими — как в итальянской провинции. Первый этап — нанесение сколов, неровностей и потертостей и покраска в заранее утвержденные оттенки, выполнили строители. Затем профессиональные декораторы максимально состарили поверхность и привели ее в желаемый вид, с пятнами, разводами и даже подтеками».
Главный акцент интерьера спальни — изголовье, образованное ярким красным ковром в лучших традициях советских квартир
«Винтажные предметы подбирались по разным европейским поставщикам. Особенно интересны старинная китайская ширма с инкрустацией в спальне и европейские витрины с витражами в гостиной. Платяной шкаф в спальне, фортепиано и письменный стол были у заказчика еще до ремонта, но их бережно отреставрировали. Интерьер спальни разбавили восточными нотками. Так возникло красное дерево, резные прикроватные тумбы и ширма шинуазри. Но главный акцент — яркий красный ковер на стене в лучших традициях советских квартир!»
«На финальной стадии оформления интерьера в квартиру, как это обычно бывает, зачастили разные поставщики и подрядчики. И все удивлялись, как же так, почему вы не доделали ремонт, зачем оставили такие стены и неужели вы вообще что-то здесь делали? Для нас это было главным комплиментом и доказательством того, что атмосфера старой и пожившей квартиры получилась по-настоящему убедительно!» www.skovorodnikova.ru
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
Русский стиль. Интерьер и быт в СССР
Коммуналки
История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.
Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход — они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.
Соседи по коммунальным квартирам — люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек — жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. «Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, — пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. — Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями».
Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах — многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих «буржуйских» гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. «Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью», — писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что «бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир». Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы — докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.
Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):
Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.
Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов — местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность. Беднота, попавшая в «барские хоромы», не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. «Пролетариат» быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.
То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога — возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования — коридоре, кухне, ванной, туалете — также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.
Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.
Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».
Сталинские квартиры 1930-1950-х
После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был «сталинский классицизм», который после войны перерос в «сталинский ампир», с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.
Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов . Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций — живи и радуйся!
Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в «обойме», или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.
Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).
Кадры из фильма «Москва слезам не верит» , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет. Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.
Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.
Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:
Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:
Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.
В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.
В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью. Книжный шкаф на почётном месте — также очень типичная черта советского домашнего интерьера.
В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.
Хрущёвка
1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё «маленковки» с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику «сталинок». Сталинок на всех хватить не могло, по определению.
Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.
В новой квартире. Кадровый рабочий завода «Красный Октябрь» Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год
Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах , но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х – начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Заглянем в гостиную 60-х – 70-х годов. Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.
Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью – открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.
Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:
От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов – и взгляд радовали и комфорт создавали.
Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.
Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:
А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:
Барак
А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР до начала хрущевской индустриализации строительства. И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома — комунны, да и старого фонда на всех не хватало , даже при учете расселения в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был торфозасыпной барак.
Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.
Комната в одном из бараков Магнигорска
Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти «удобства», как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.
Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.
В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.
Новые квартиры 70-80-х
Дома – «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.
Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.
Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола – причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась.
Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.
Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!
Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.
Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет — раздвижной полированный стол.
Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения , ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.
Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:
Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.). Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.
Кадры из фильма «Москва слезам не верит». Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.
А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме «Служебный роман» также являлся предметом зависти простых советских граждан.
Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.
forestgum.ru
Назад в прошлое: советский интерьер сегодня
Современный интерьер помещений шагнул далеко вперед. Теперь уже никого не удивишь арочной конструкцией или украшенными лепниной стенами. Однако забыть советское прошлое и ту моду удалось не всем. Любители старины трепетно собирают по частичкам предметы ушедшего времени и даже воссоздают интерьер, некогда бывший символом советской эпохи.
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Один из известнейших на весь мир архитекторов Илья Насонов считает, что выбрасывать предметы старины означает проявлять неуважение к истории страны. Мебель и предметы интерьера, вошедшие в советское наследство, нужно хранить или даже использовать в качестве декорирования современных помещений. Если где-то на чердаке или в гараже до сих пор пылятся полированные “стенки” или стулья с металлическими ножками, можно использовать их, чтобы соединить в интерьере дух старины и инновационный подход. Какие же интерьерные решения времен СССР применимы в устройстве современного помещения?
Бумага от 299 ₽ / Холст от 510 ₽
Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽
Бумага от 452 ₽ / Холст от 734 ₽
Конечно, первое, что приходит в голову при упоминании советской эпохи, — паркет елочкой. Материалом для него обычно служил дуб, сверху покрытый лаком. Такой паркет, как говорили раньше, на века. На сегодняшний день он вполне применим для дизайна комнаты, так как паркет елочкой был, есть и будет красивым напольным решением. Однако стоит побеспокоиться о его внешнем виде. Если паркет прослужил несколько лет и кажется стертым, то это реально исправить. Нужно лишь очистить верхний слой лака и потемневшего дерева, а затем покрыть более свежим лаком. После такой простой процедуры паркет будет выглядеть как новый.
В сталинские годы на пике популярности были белые двери с элементами расстекловки. Иногда они состояли из двух створок. Конечно, подобный вариант понравится далеко не каждому современному человеку, но в интерьере, сделанном под старину, этот элемент будет вполне уместен. Если такие двери сохранились в не самом лучшем виде, то их можно реставрировать или создать новую по изображению старой. Однако есть примеры, когда белые советские двери сохранялись в практически не тронутом состоянии.
Холст на подрамнике от 2383 ₽
Холст на подрамнике от 2483 ₽
Холст на подрамнике от 2082 ₽
Тканевые абажуры и льняные скатерти и шторы тоже сейчас являются раритетом и воспоминанием о советской России. Довольно часто эти детали интерьера можно увидеть на дачах или в загородных домах. А вот знаменитые люстры с висюльками до сих пор продают в магазинах и на рынках. Так что при желании иметь этот элемент в своей квартире можно без особого труда найти и купить такую люстру или собрать ее по хрусталикам собственноручно.
Кстати, раньше к любой люстре в обязательном порядке подбирали розетку – лепной карниз, который добавлял изящества. Сейчас такие розетки не перестали использовать только ценители старины.
Если говорить о мебели, то в советское время она делалась из мореного дуба и обязательно покрывалась лаком. Такая мебель, безусловно, подойдет и для современного помещения, достаточно лишь правильно ее реставрировать и использовать. Тогда предмет получит вторую жизнь и станет так называемым ремиксом прошлого.
Нельзя не упомянуть и о “скандинавских” креслах. Во времена СССР они были, как правило, красного или зеленого цвета, имели деревянные ножки и подлокотники. Сейчас такую мебель можно легко перетянуть, а если добавить, например, декоративных подушек, то можно создать интересное современное кресло. Это совсем несложно, нужно лишь немного подумать и творчески подойти к делу.
www.artwall.ru
Такой разный советский стиль интерьера
Грубые, жесткие обои на стенах, скрипящий паркет и незамысловатые мебельные гарнитуры – это те детали интерьера, которые большинство старается безвозвратно выбросить из дома. Но есть люди, которым интересно обустройство дома в этот исторический период. Они даже черпают вдохновение для создания современной обстановки, просматривая фотографии тогдашних квартир.
Русский стиль. Интерьер и быт в первые десятилетия существования СССР
В одном ряду с такими популярными стилями интерьера, как барокко, модерн, кантри можно поставить русский стиль, который соответствует эпохе существования СССР. Дизайнеры часто называют советский интерьерный стиль вычурным словом «китч», что дословно обозначает «штампованный под копирку объект низкопробного производства». Начало формирования подобной обстановки помещений началось в 20-х годах ХХ века и не закончилось до сих пор по одной простой причине: люди, родившиеся и прожившие большую часть жизни в союзе, не могут принять изменения и обставляют свой дом (воздерживаются от переделок), подражая культуре времен Брежнева, Хрущева.
В первые годы после перемены власти с императорской на советскую людям было не до переклеивания обоев и перестановки мебели. Массово начала происходить урбанизация, стал остро ощущаться дефицит жилья. Но власти, не имея средств на строительство новых домов, решили по-другому – превращать бывшие богатые дома буржуазии в общежития, которые до наших дней именуются как «коммунальные квартиры». Их главной особенностью было наличие общего санузла, кухни и коридора. В каждой из жилых комнат располагались иногда по 5-7 человек.
Послевоенный советский интерьер 40-х
Военные действия на территории бывшего СССР оставили след не только в памяти людей, но и их быту. Безденежье, голод заставляли людей отказываться от излишеств, интерьер квартир послевоенного периода более чем скромный.
Советский интерьер 50-60-х
Стиль 50-60-х годов в дизайне интерьера советских квартир разительно отличается от обстановки предыдущих десятилетий: население пришло в себя после военных разрушений и их последствий. Современные дизайнеры классифицируют этот период как «многогранное ретро», которое разительно отличается от советского минимализма. Типичными для обстановки жилья этого периода являются следующие элементы и решения.
- Большое количество света – на смену массивным, громоздким и устрашающе темным портьерам пришли легкие, полупрозрачные шторы. Искусственное освещение вышло за рамки «только лампа под потолком», классические каскадные люстры стали дополняться настенными бра, торшерами, настольными лампами.
- Яркость цветов – насыщенно-зеленые мягкие уголки, лимонно-желтые занавески и другой оригинальный декор необычных оттенков превращали советское жилье в мини-студию дизайна.
- Мультифункциональная мебель (диван-кушетка, кресло-кровать, раскладной стол) дополняла интерьеры того времени по причине дефицита жилой площади.
Единственное, что не выражало советский интерьер 50-60-х годов на фоне современного, – банальные обои в полоску или цветочек. Обивка мебели, кроме яркого цвета, ничем не выражалась на общем фоне. Разнообразить и украсить интерьер помогал текстиль. Модными в то время было однотонные полотна и ткани с орнаментом. Даже сегодня в квартирах людей, чья молодость прошла в 60-ые годы прошлого века можно встретить покрывала с такими орнаментами: растительные мотивы, геометрические узоры, простые украшения полотна в виде шахматной доски, елочек, квадратов.
Советский интерьер 70-х
Молодому поколению может показаться, что в СССР, независимо от десятилетия (40-е, 50-е, 70-е годы) все в домах было одинаково. Но, люди, жившие в советское время, хорошо помнят мельчайшие детали интерьера. В 70-х годах прошлого века произошел прорыв в архитектуре – в городах стали строить дома «брежневки», имевшие не менее 9 этажей, оснащенные комфортными новинками – мусоропроводом и лифтом. Сами авторы задумки именовали квартиры в таких постройках улучшенным вариантом «хрущевок».
Квартиры, построенные в 70-х годах, имеют от 1 до 5 комнат, низкие потолки и тесную кухню (7-9 кв.м.). С интерьером «брежневок» можно частично ознакомиться при просмотре фильма «Москва слезам не верит»: беленые потолки, на стенах – обои с геометрическим рисунком или в полоску светло-коричневого цвета, на полу – березовый паркет. Остановка гостиной незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван и два кресла, рядом – журнальный столик или полированный стол, который по праздникам раскладывался. В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф.
Гостиная незамысловатая – у одной стены расположена «стенка» из ДСП, напротив нее – диван
В спальне также стоял диван, трюмо и громоздкой платяной шкаф
На стенах в интерьерах 70-х годов обязательно должны висеть ковры, в серванте – стоять рыбки (те самые синие, которые до сих пор хранятся у некоторых людей), а под потолком сверкает трехъярусная люстра с висюльками «под хрусталь» (из банального пластика). Стены в квартирах эпохи 70-х, да и в 80-х украшают календари, плакаты с изображением советских артистов.
В те времена все было однотонным и скучным
На стенах обычно вешали календари и плакаты
Эпатаж в советском интерьере
Множество предметов, произведенных в советский период, получится отыскать только на заброшенных чердаках или в раритетных коллекциях. Но не только предметы быта вызывают удивление или смех на лицах молодых людей, живущих в 21 веке. Множество того, что когда-то казалось людям модным и красивым, сегодня именуют популярным словом «эпатаж». Можно выделить 5 предметов, которые вызывают наибольшее удивление на лицах молодого поколения.
Первое, что бросается в глаза при просмотре фотографий периода СССР – ковры на стенах, которые по праву лидируют в рейтинге «Советский эпатаж». Полотно с изображением оленей, натюрмортов использовалось с декоративной целью и… для экономии обоев. Также причиной оригинальной декорации становились холодные стены (роль теплоизолятора) и шумные соседи (роль шумоизолятора).
Советский дизайн у молодежи вызывает смех или удивление
Советский дизайн можно осовременить
В таком дизайне есть много непонятных вещей
Второе почетное место в рейтинге эпатажных предметов советского времени являлась швейная машинка с ножным приводов, служащая «помощницей» в рукоделии и местом хранения обуви. Поверх нее обычно застилали скатерть, после чего прибор превращался в рабочий стол. Третьим предметом, которым можно удивить сегодняшних школьников, является телевизор или радиола на ножках (как у табуретки).
Четвертая позиция рейтинга заслуженно достается ажурным салфеткам, которыми укрывали не только стол, стулья, но и ранее упоминаемые телевизор, радиолу. С 30-х годов прошлого века ажурное, зачастую самодельное украшение, использовалось как декор для подушек, верха шкафов и сервантов. Замыкает пятерку сервант или как его еще именуют – «буфет». Этот предмет мебели служил местом хранения сервизов производства Ленинградского фарфорового завода (или другой праздничной посуды), семейных фотографий, иногда – денег. Подобные вещи складывали в верхнюю часть серванта со стеклянными вставками в дверцах – чтобы все видели «богатство» семьи, в нижней же части буфета, за деревянными дверцами скрывались полотенца, одежда и другие ценности (например, запрещенная Библия или банки с огурцами).
Стены обычно украшали картинами, календарями или плакатами
Обои обычно были полосатые либо в цветочек
Ковры на полу
При упоминании фразы «ковер в СССР» сразу вспоминается именно настенное одеяние, но не менее популярны в советский период были напольные ковры. Почему их популярность был на пике в 50-80-х годах прошлого века? Да просто потому, что они дорого стоили, и если семья могла себе позволить покупку ковра, значит, она благополучная и живет в достатке.
Зачастую покупали такие ковры.
- Ворсовые шерстяные, произведенные в Туркмении. Основа орнамента туркменских ковров – «гель» (ромбы, квадраты, многоугольники).
- Ворсовые или безворсовые изделия армянского производства. Основной мотив таких ковров – цветок лотоса с развернутыми лепестками.
- Ковры с шелковистым ворсом, изготовленные в Азербайджане. Отличаются уникальными геометрическими орнаментами, самые популярные виды «Казах», «Ширван», «Куба».
Помимо изделий среднеазиатского производства в СССР были популярны ковры, изготовленные на фабрике ВО «Внешпосылторг» (жаккардовые изделия с полушерстяным ворсом), Обуховском ковровом комбинате (двухполотные ворсовые ковры), Алматинской ковровой фабрики (прутковые 4-цветные коврики, гладкие прутковые дорожки).
В настенных шкафчиках обычно хранились фотографии
В сервантах и шкафах обычно ставили главные достопримечательности семьи
Обычно советский дизайн был скучным и однотонным
Дизайн современной квартиры в советском стиле
Кантри, прованс, модерн – эти стили поднадоели людям, любящим необычные эксперименты. Советский интерьер в современной интерпретации – это вычурно и оригинально. В одной из комнат или во всем доме можно создать обстановку периода СССР различных годов. Таблица сочетания цветов поможет в этом.
dizainvfoto.ru