Карнизный узел стропильной крыши

Карнизный узел стропильной крыши

Карнизный узел строительной крыши: инструкция и правила установки

Скаты крыши выполняют не только защитно-несущие функции, но и оказывают существенное влияние на формирование архитектурно-дизайнерского образа дома. В немалой степени визуальная корректировка пропорций крыши будет зависеть от характеристик свеса. Это карнизный узел, ширина и положение которого подчеркивают границы кровельных скатов. Также конструкция этого элемента может выполнять и практические задачи.

Структура карнизного свеса

Все элементы данной конструкции крыши можно условно разделить на две группы:

  • Непосредственно продолжающие стропильную систему.
  • Выполняющие вспомогательные функции.

Для начала надо подчеркнуть, что карниз начинается в точке, где заканчивается стеновой каркас дома. Как правило, скат фиксируется в этой зоне на платформе мауэрлата – несущей балки, устанавливаемой на вершине наружной стены. Систему карнизного узла стропильной крыши продолжает «кровельный пирог» с обрешеткой и несущими планками. Это силовая конструкционная часть, которая выводит линию ската за периметр каркаса строения.

Что касается вспомогательных элементов, то их присутствие как раз и отличает скаты на стропах от карнизного свеса. Во-первых, это группа крепежных устройств с опорной доской, софитами и несущим фартуком. Во-вторых, это ряд функциональных компонентов наподобие изоляционных прослоек, водосточного желоба, системы вентиляции, капельника и других дополнений, которые включаются в конструкцию по необходимости.

Материалы для конструкции карниза

И вновь основа будет выполняться преимущественно по тем же правилам, что и стропильная система с кровлей. Чаще используются древесные элементы, металлические листы, пластиковые наборные компоненты и т. д. Например, доска будет хороша с точки зрения легкости обработки – податливая древесная структура позволит формировать самые сложные конструкционные варианты карниза. Металлические элементы обычно представляют собой стальные оцинкованные листы толщиной 0,8-1 мм. Иногда используют и алюминий толщиной 6 мм, но в плане характеристик прочности это не лучший вариант. И напротив, самым надежным будет кирпичный карнизный узел, сформированный выступающей кладкой. В частном домостроении обычно используют малую архитектурную форму – так называемый сандрик. Это небольшой кирпичный карниз, который может выполнять задачу водоотвода, визуальное разделение фасада по горизонтали и т. д. Исполнение сандрика по форме также имеет разные варианты. Так, практикуется сооружение прямоугольных, треугольных и даже криволинейных конструкций.

Нормативные параметры конструкции

Существует рекомендуемый формат организации свеса по ГОСТу, который определяет размеры карниза, выполненного из разных материалов. В частности, ширина свеса на основе волнистых асбоцементных листов составляет 250 мм, а из оцинкованной стали – не меньше 120 мм. В системах с гибкой кровлей следует делать небольшие выступы порядка 70 мм. Одна из самых распространенных схем предполагает сопряжение карнизного узла с металлочерепицей – ширина этой конструкции должна составлять 50-70 мм в зависимости от характеристик внутренних строп в подкровельном пространстве. Остальные параметры также не имеют строгой регламентации и в каждом случае их утверждает проектировщик стропильной системы.

Оптимальные пропорции свеса

Определяя конфигурацию карниза, будет нелишним руководствоваться несколькими правилами. В первую очередь, высота свеса относительно поверхности земли должна соответствовать уровню аттиковой стены. Если данная часть каркаса дома отсутствует, то карниз и вовсе может опираться на чердачное перекрытие. Имеет значение и расположение карниза относительно проемов и входных групп. В этой части следует учитывать степень затененности для окон, маскировочные свойства и органичность дизайна конструкции в единой композиции с другими элементами крыши. Например, чрезмерно узкий карнизный узел выглядит неестественно, а слишком большой может закрывать другие функциональные устройства наподобие светильников, водосточных систем и т.д.

Разумеется, как и для ската, для свеса важен правильно рассчитанный угол наклона. Эти два угла могут не совпадать между собой, так как линия карниза часто выполняется преломленной. И все же стандартом считается 45-градусный наклон, при котором можно равномерно распределить нагрузки по свесу, сохранив функциональное наполнение конструкции.

Варианты конструкционного исполнения

Принципиально форматы реализации карнизного свеса можно разделить на следующие виды:

  • Неподшитые конструкции – применяются при устройстве вальмовой (четырехскатной) стропильной крыши, а также для некоторых двускатных систем. В сущности, это продолжения скатов с минимальным уклоном, но без нижних прикрывающих панелей.
  • Подшитые – тоже часто используются при устройстве вальмовых и двускатных крыш, но с определенными нюансами. Дело в том, что карнизный узел стропильной крыши с подшивкой формирует техническое пространство, расширяющее функциональность конструкции. Чаще всего герметичные ниши свесов применяются в качестве скрывающей полости для электротехники – в нее встраиваются лампы, фонари и средства подсветки.
  • Коробчатые свесы – разновидность карниза с подшивкой, который наилучшим образом раскрывает свои плюсы в односкатных и ломаных стропильных системах.
  • Укороченные свесы – малозатратная и простая конструкция, которая дает минимальный набор функциональных возможностей, но зато меньше нагружает кровельный каркас.

Особенности карнизного узла в плоской крыше

Основные отличия данного карниза от свесов для скатных систем заключаются в отсутствии наклона и устройстве более надежной герметизации на верхней поверхности конструкции. Выступ может быть полностью горизонтальным – также продолжать линию плоской кровли, а может иметь небольшой уклон до 5 градусов. Наличие даже минимального ската облегчит процесс отвода атмосферных осадков. К слову, именно необходимостью защиты от дождевых вод и талого снега объясняются повышенные требования к изоляции карнизный узел плоской кровли и его стыков. Используется несколько слоев гидро- и теплоизоляторов, которые тщательно спаиваются, обрабатываются силиконовыми и битумными смесями. В основе карниза при этом могут быть как отдельные элементы кровельного настила, так и часть капитального каркаса в виде железобетонного перекрытия.

Вентиляционная система в карнизе

Технологически в конструкцию свеса может быть интегрирован патрубок для вывода продуктов сгорания или же обеспечения циркуляции воздуха. Кроме этого, если компоненты системы как таковые не имеют каналов проветривания, их следует создавать дополнительно, иначе в подкровельном пространстве будет образовываться конденсат. Простейшая система вентиляции предусматривает создание выпускных отверстий в той же подшивке. Обычно их формируют групповым образом с выдержкой диаметра порядка 5-10 мм. Опять же стоит отметить, что существуют доборные элементы карнизного узла, в которых уже есть готовые перфорации и отверстия для циркуляции воздушных потоков. Что касается вывода патрубков, то для них проделываются специальные отверстия крупного диаметра, которые могут выходить через стропильную систему, минуя перекрытие.

Инструмент для монтажа конструкции

Кровельные работы предполагают использование нескольких групп инструментов и расходных материалов. Так, в подготовительных мероприятиях может применяться комплекс измерительных и разметочных устройств наподобие дальномера, угломера, линейки, нивелира, маркера и т.д. Непосредственно монтажные операции выполняют следующими инструментами:

  • Шуруповерт.
  • Молоток.
  • Киянка.
  • Зубило.
  • Инструмент для обработки материалов. Для металла и древесины используются разные устройства наподобие ножовки, лобзика, дисковой пилы и т.д.

В зависимости от требований проекта, подбираются и расходные материалы для карнизного свеса. Узел помимо основных сборных элементов будет формироваться монтажной фурнитурой. Это могут быть уголки, хомуты, скобы, профильные детали и стыковочные устройства.

Монтаж основы карниза

В типовой модели конструкция устраивается на основе карнизной обрешетки в нижней части ската, который, в свою очередь, или упирается в стропильное перекрытие, или же минует его, опускаясь еще ниже. Задача кровельщика заключается в соединении этих элементов посредством деревянных, металлических или пластиковых планок. Упомянутая выше кирпичная основа, как правило, устраивается на этапе возведения стеновой конструкции.

Итак, крепление карнизного узла из планок выполняется с помощью брусков или профильных металлических элементов, которые фиксируются к нижней стороне ската. Далее по установленным заготовкам формируется обрешетка, на которую в дальнейшем будет фиксироваться обшивка. Наружный край стыка обрешетки и ската необходимо также закрыть планкой, чтобы она не оставляла зазора с верхней стороны. Получается замкнутый наклонный свес без ниши в карнизном пространстве. Для его создания дополнительно потребуется установка обрешетки к стене, после чего к ее нижнему брусу от наружного края монтируется еще одна группа несущих планок.

Какой крепеж следует использовать?

В монтаже деревянных брусков, профильных компонентов и каркаса обрешетки в целом можно ограничиться гвоздями формата 0,8 мм, правильно соблюдая отступы. В случае с металлом по умолчанию применяются саморезы и болты, но массивные ответственные конструкции следует усаживать на более надежные метизы. Например, узлы крепления к карнизной плите из железобетона выполняются анкерными соединениями, а при наличии выдающейся наружу арматуры можно применять и сварку. Тяжелые металлические листы к деревянным планкам фиксируются через контробрешетку с помощью оцинкованных саморезов с уплотнителем.

Выполнение обшивки

Использовать обшивку с нижней стороны выгодно не только по причине образования замкнутого короба в подкарнизном пространстве. Сама отделка такого рода позволяет украсить конструкцию свеса, нередко устраняя его же дефекты. Собственно, решений данной задачи может быть несколько – к созданной несущей базе из обрешетки прибить ряд досок, облицевать всю площадь фанерой, или же применить сайдинговые панели, которые удобно встраивать в конструкции с разными формами и размерами. Также не стоит забывать о фронтонах, то есть боковых сторонах карнизного узла. От стропильной ноги до самой нижней точки свеса производится отделка тем же материалом, что и основная горизонтальная подшивка. Важно лишь учитывать иной характер внешних воздействий на эту сторону. Если нижняя подшивка практически не контактирует с лучами солнца, то фронтон будет принимать на себя и ультрафиолет, и различные механические нагрузки.

Заключение

Хорошо продуманная скатная система в связке с фасадом и стропильной конструкцией поможет организовать всестороннюю защиту подкровельного пространства и добиться эстетической ценности свесов. Еще на этапе проектирования важно продумать, какой еще может быть функциональная нагрузка на конкретные узлы карнизного свеса. Кровля позволяет выполнять отвод талой воды в удаленные от фундамента водосборники, но для этого потребуется соответствующий вылет свеса с элементами отправки стоков. Это же касается вентиляционной системы, которая может базироваться на аэрационных компонентах разной конфигурации. При этом каждая функция карниза должна просчитываться как по возможностям технической реализации, так и по декоративным свойствам.

Читать еще:  Как сделать фронтон из ОСБ?

Карнизный свес кровли

Строительство крыши состоит из нескольких этапов, каждый из которых по-своему важен. Все они оказывают большое влияние на долговечность и эффективность эксплуатации строения. Рассмотрим устройство карнизного свеса, являющегося обязательным элементом большинства стропильных систем.

Карнизный свес – часть ската, которая выступает за пределы фасадных стен здания и предназначена отводить влагу от коробки и улучшать внешний вид. Минимальная величина свеса 50–60 см, но эти значения могут изменяться в широких пределах с учетом строительных традиций в данной местности. К примеру, некоторые проекты домов в Финляндии используют карнизный свес в качестве навеса для веранды, а это довольно большая конструкция, требующая высокой квалификации строителей.

Карнизный свес кровли

Виды карнизных свесов

Финишное оформление свесов зависит только от желания застройщика. На функциональность оно никакого влияния не оказывает, но лишь в том случае, когда строго выполняются все рекомендации строительных норм и правил.

Таблица. Типы конструкций карнизного свеса

Вид свеса Краткое описание
Самое простое оформление, чаще всего применяется на неутепленных крышах. Стропильные ноги не обшиваются, используется только карнизная доска или металлическая планка для защиты торцов от попадания влаги. На кобылках делается сплошная обрешетка. Такой вариант рекомендуется применять на крышах с мягкой кровлей или плоских конструкциях.

Более сложный и красивый свес, полностью защищает подкровельное пространство от проникновения влаги, птиц и больших насекомых. В настоящее время применяется не только как конструктивный, но и как декоративный элемент, может служить основанием для монтажа осветительных приборов.

Перед окончательным выбором нужно проконсультироваться с профессионалами, при этом следует принимать во внимание внешний вид и необходимость обеспечения рекомендованных условий эксплуатации крыши.

Цены на различные виды строительных досок

Материалы для подшивки

Финишная отделка карнизных свесов выполняется различными строительными материалами, среди которых есть как бюджетные, так и эксклюзивные варианты. При выборе рекомендуется учитывать стиль здания и рядом расположенных строений.

    Сайдинг. Наиболее популярный в настоящее время материал. Главное достоинство – низкая цена и простота монтажа. Пластиковые панели легко режутся, при необходимости их можно немного сгибать. Промышленность предлагает покупателям специальные панели для подшивки, это так называемый сайдинг для карнизов. Его отличие от обыкновенного – наличие перфорированных вентиляционных отверстий. Сайдинг можно приобрести различных размеров и цветовых решений.

Сайдинг для карнизов отличается наличием перфорации

Натуральная вагонка — отличный вариант для подшивки карниза

Оцинкованная сталь тоже применяется для подшивки свесов, но встречается такой вариант нечасто

Медная подшивка карниза смотрится очень эффектно и дорого

Цены на сайдинг

Как правильно делать карнизный свес

Довольно часто концы стропил незначительно выступают за пределы несущих стен и карнизный свес получается слишком узким. В таких случаях стропила удлиняют с помощью досок сечением 100 на 50 мм. Называются эти элементы кобылками.

Удлинение стропил кобылками

Калькулятор расчета удлинения стропил для карнизного свеса

Для примера мы рассмотрим самый сложный вариант – крыша утеплена минеральной ватой и требует эффективной вентиляции для удаления конденсата. Для создания пароизоляционного слоя применяется пленка на основе этилен-бутилакрелата с двумя парозадерживающими слоями полипропилена и сополимера.

Шаг 1. Закрепите мембрану с внутренней стороны чердачного помещения. Пленки вначале фиксируются степлером, в дальнейшем будут использоваться технологии в зависимости от метода обшивки стен мансардных помещений. Стыки плотно приклеиваются, выходы дымоходов и вентиляционных труб дополнительно герметизируются. Внутренняя пароизоляция не может переходить на карнизный свес, она фиксируется либо к стенам, либо к кровельному перекрытию.

С внутренней стороны стропил крепят защитную мембрану

Шаг 2. Установите опорную доску между стропильными ногами. Она должна быть в одной плоскости с фасадными стенами, ширина элемента отвечает шагу стропильных ног, а он учитывает размеры утеплительных материалов. За счет такого соответствия размеров минвату нет необходимости разрезать для подгонки по ширине ниш, работы намного облегчаются и ускоряются, качество утепления значительно увеличивается. Опорные доски прикручиваются к стропильным ногам саморезами или прибиваются гвоздями, нужно по два крепежных элемента на каждую сторону.

Устанавливают опорные доски между стропилинами

Шаг 3. Подготовьте ровное основание для укладки ветрозащитной и гидрозащитной мембраны, уменьшите высоту стропил на длину холодного свеса. Делается это в несколько этапов.

  1. Сделайте пропилы на стропильной ноге свеса. Глубина пропилов должна быть такой, чтобы плоскость прибиваемых в дальнейшем к ним досок располагалась на одном уровне с целыми стропильными ногами.
  2. Стамеской или долотом аккуратно уберите лишние куски, выровняйте поверхность стропилин. Делать ее идеально ровной нет надобности, эти места все равно закрываются досками. Обращайте внимание, чтобы их поверхность располагалась на одном уровне или немного ниже стропильных ног.

Делают срезы на концах стропил

Некоторые неопытные застройщики не уделяют внимания уровню расположения досок на свесах и прибывают их прямо к стропильным ногам. В таком положении они располагаются выше плоскости, мембрана в этом месте загибается вверх. Конденсат не может беспрепятственно удаляться, в месте примыкания постоянно скапливается большое количество воды. Такие условия эксплуатации стропильной системы оказывают крайне негативное влияние на долговечность деревянных конструкций.

Практический совет. Карнизный свес утеплять не нужно, утепление должно заканчиваться на опорной доске. А она устанавливается напротив мауэрлата или фасадной стены.

Шаг 4. Оформите карнизный свес обрезными досками. Они прибиваются к подготовленным участкам стропильных ног. Во время работы проверяйте положение, если доски выступают над плоскостью ног, то ниши следует углубить. Еще раз напоминаем, что конденсат не должен длительное время быть на мембране, это очень важно. Со временем вода начет протекать, стропильная система намокнет.

Прикручивают доски к стропилам

Доски можно прикручивать саморезами, но намного быстрее и легче фиксировать их гладкими гвоздями. Нагрузка на этот элемент ничтожная, любые метизы гарантируют достаточную прочность фиксации.

Шаг 5. Прикрутите на место лобовую (карнизную) доску. Ее нужно крепить к торцам стропильных ног. Во время монтажа стропильной системы торцы ног выравниваются по веревке и располагаются строго в одной плоскости. Если обнаружились несоответствия по длине, то между доской и ногами можно подкладывать деревянные подставки. Только надо следить, чтобы они были сухими и имели достаточные размеры. В противном случае слишком маленькие подставки могут трескаться при забивании гвоздей, а сырые усыхать – появляются нежелательные щели.

Устанавливают лобовую доску

Шаг 6. Прибейте капельник. Он выполняет две задачи: отводит воду за пределы стен и удерживает нижний край гидрозащитной мембраны. Капельник изготавливается из листовой оцинкованной стали, толщина 0,45 мм, верхние поверхности имеют полимерное покрытие. Нахлест элементов примерно пять сантиметров, направление стыков не имеет значения.

Сверху прикручивают капельник

Шаг 7. Приступайте к укладке гидроизоляционной ветрозащитной мембраны. В зависимости от типа материала она может укладываться непосредственно на утеплитель или необходимо оставлять зазор для облегчения испарения влаги. Работы ведутся снизу вверх к коньку, нахлест примерно 10 см, места соприкосновения желательно проклеивать. Некоторые мембраны имеют специальные полосы с клеящими составами, с них снимается защитная бумага и все готово к проклейке.

Укладывают защитную мембрану

Для крепления мембраны к капельнику следует применять специальную ленту. Профессионалы рекомендуют пользоваться материалами на основе бутил-каучука, он длительное время сохраняет первоначальные параметры адгезии и гарантирует надежное сцепление. Мембрана фиксируется в следующей последовательности.

  1. Очистите капельник от пыли, его поверхность должна быть чистой, сухой и обезжиренной
  2. Прикрепите к кромке элемента ленту. Не допускайте искривлений, лента не должна провисать на изгибе металлической планки.
  3. Снимите защиту, при этом немного заверните край мембраны в обратную сторону.
  4. Выровняйте полотно и в таком положении максимально плотно приклейте его к ленте.

Нижний край мембраны должен плотно приклеиваться к планке капельника

Точное соблюдение рекомендованных технологий дает гарантию длительного и беспроблемного пользования стропильной системой. Для всех случаев жизни универсальных советов не существует, многие решение должны приниматься мастером на месте в зависимости от конкретных особенностей конструкции.

Цены на материал для пароизоляции

Теперь осталось сделать вентиляцию подкровельного пространства, ее эффективность во многом зависит от правильности оформления карнизного свеса.

Правильная вентиляция обеспечивает долговечность стропильной системы и теплоизоляционного материала

Устройство вентиляции

Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.

Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.

На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту

Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.

Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.

Поверх вертикальных реек крепят обрешетку

Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.

Зазор закрывают специальной лентой

Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.

Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба

На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.

Видео — Карнизный свес кровли

Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.

Кобылка в кровле: понятие, назначение, монтаж

Проектируя крышу, необходимо обратить внимание на расстояние между краем карнизного свеса и стеной дома. Если этот промежуток составляет менее 40 см, вода, стекающая с кровли, будет попадать на стену и отмостку, а в пространство под крышей станет задувать ветер. Чтобы обустроить свес требуемой длины очень часто в стропильной системе используется кобылка.

Устройство карнизного свеса

Что такое кобылка

Кобылка это элемент каркаса кровли, ее назначение заключается в удлинении стропильной ноги, опирающейся на мауэрлат постройки из кирпича или блоков либо на верхнюю обвязку дома из бревна или бруса, для формирования карнизного свеса требуемой ширины.

Понятие кобылки в стропильной системе

Применение кобылки позволяет упростить возведение и ремонт каркаса крыши, уменьшить нагрузку на стены и фундамент, удешевить строительство. Это связано с тем, что:

  1. Используются стропильные ноги меньшей длины, поэтому не требуется предусматривать их вылет за плоскость стен на 40–100 см для обустройства свеса. Следовательно, они дешевле, легче и короче, их проще поднять наверх.
  2. Кобылки монтируются из доски меньшей толщины по сравнению с пиломатериалом для стропил, что снижает общий вес каркаса крыши.
  3. Проще выровнять линию свеса. Допущенную погрешность легко устранить, заменив кобылку.
  4. Если в процессе эксплуатации влага вызовет гниение опор карнизного свеса, то значительно проще поменять поврежденные кобылки, чем ремонтировать стропила.

Кобылки могут служить и декоративными элементами, если путем резьбы по дереву придать концам элементов декоративную форму.

  1. Защита стеновых конструкций и их отделки от попадания влаги во время дождей, снегопадов, оттепелей. Внешний вид стен дольше сохраняет привлекательный вид, конструктивные элементы из дерева не отсыревают и не портятся.
  2. Защита отмостки от стекающей с крыши воды. Это предотвращает проникновение влаги к фундаменту, продлевает срок службы отмостки.
  3. Предотвращение проникновения влаги внутрь каркаса крыши – подшивка карниза защищает стропильную систему от попадания брызг воды во время косых дождей с порывистым ветром.
  4. Защита окон от прямых солнечных лучей. Это позволяет в летние жаркие дни поддерживать в помещениях комфортные условия проживания.
  5. Эстетическое завершение кровельной конструкции. Подшивка карниза скрывает «изнанку» стропильной системы, добавляет привлекательности дому.

Подшивка карнизы крыши софитами

В климатических условиях средней полосы России рекомендуемая минимальная ширина карнизного свеса составляет 40–50 см, если не предусмотрено обустройство водосточной системы крыши – в этом случае конструкция будет защищать отмостку от осадков и талых вод, стекающих по скатам кровли.

Кобылки изготавливают из доски сечением 30×100 или 30×150 мм. Древесина должна быть высушенной, не иметь повреждений, гнили, сучков. Перед монтажом нарезанные в размер элементы обрабатывают средствами огнебиозащиты. Длина кобылки рассчитывается следующим образом: к запроектированной ширине свеса кровли прибавляют 50 см на крепление элемента к стропильной ноге.

Устройство карнизного свеса

Карнизный вынос шириной до 90–100 см можно сформировать, просто закрепив кобылки на стропилах, установленных на мауэрлат или верхнюю обвязку и срезанных заподлицо со стеной. Кобылки являются продолжением стропил, поэтому обрешетка, гидроизоляция и кровельное покрытие на них укладывается в ходе обустройства всего ската крыши. Перед монтажом настила по краю свеса набивается карнизная доска, монтируется капельник.

Элементы карнизного свеса кровли

После обустройства кровли карнизный свес рекомендуется зашить, используя специальные элементы – софиты либо обычные фугованные доски. Их располагают перпендикулярно стене и крепят с небольшим зазором между элементами, чтобы не нарушить вентиляцию пространства под крышей. Циркуляция воздуха позволяет выводить влагу, которая может вызвать гниение элементов стропильной системы.

Если запланирован монтаж кровельного свеса шириной более метра, кобылки будут испытывать повышенные нагрузки – вес самой кровли, скапливающийся снег.

Чтобы избежать риска обрушения крыши, эти элементы стропильной системы следует опереть на консоли, которые представляют собой систему из вертикальной балки, закрепленной на стене постройки, горизонтальной балки (на нее опирается кобылка) и раскоса, который придает конструкции жесткость.

Консоли могут быть отдельными, не связанными между собой либо скрепленными горизонтальной связью вдоль всего ската – в этом случае кобылки опираются на этот мауэрлат консолей. Выбор конструкции зависит от ширины карнизного выноса – использование консолей с мауэрлатом рекомендуется при длине кобылки кровли более 1,5 м. Карнизный свес с консолями также подшивается снизу.

Опирание элементов стропильной системы на консоли

Процесс установки

Строительство каркаса крыши, в котором планируется использовать кобылки для удлинения стропильных ног, ведется по стандартной технологии. После установки стропил на мауэрлат, необходимо подготовить кобылки – их количество должно соответствовать количеству стропильных ног.

Размер кобылки зависит от проекта кровли – длина выбирается в соответствии с запланированной шириной свеса, и к ней прибавляется 30–50 см на крепеж. Чем длиннее кобылка, тем больше должен быть запас на крепление, чтобы обеспечить жесткость конструкции и исключить проседание края крыши под нагрузкой. Для их изготовления используют доску подходящего сечения или обрезки бруса, оставшиеся от монтажа стропил.Кобылки монтируют на завершающем этапе возведения каркаса кровли:

  1. Готовят шаблон кобылки, по которому вырезают необходимое количество элементов. Каждый из них обрабатывают огнебиозащитным составом.
  2. Монтируют кобылки на стропильные ноги с нахлестом в 30–50 см, выровняв верхние торцы элементов. Крепиться они могут с помощью ершенных либо обычных гвоздей. Важно обеспечить качественное сцепление для чего используется по четыре гвоздя на каждый узел. Вбиваются они по два с каждой стороны. Концы гвоздей следует загнуть, чтобы крепеж со временем не ослаб. Для крепления также применяют болты. Пример использования болтов для крепления кобылок со стропилами
  3. В первую очередь крепят крайние кобылки на скате, тщательно измерив размеры нахлестов. Затем между этими элементами натягивают шнур и по нему монтируют остальные. Метод подходит для скатов относительно небольшой длины, на которой шнур не будет провисать.
  4. Если конструкция свеса предполагает использование консолей, конец кобылки крепится заподлицо с горизонтальной балкой.
  5. Чтобы усилить кровельный свес, поверх кобылок монтируют учащенную или сплошную обрешетку, что добавляет жесткость конструкции.
  6. После завершения устройства кровельного покрытия, карниз подшивают.

Правильно подшитый софитом, сайдингом или досками карниз эстетично выглядит, не позволяет влаге попадать на стропильную систему и не мешает свободной вентиляции крыши. Существует два варианта подшивки карнизного свеса:

  1. диагональные планки монтируют непосредственно по кобылкам;
  2. предварительно устанавливают на стене постройки горизонтальные опорные бруски для создания короба и крепят элементы подшивки перпендикулярно стене.

Диагональная подшивка свеса кровли

На завершающем этапе зашивают торцевую часть карнизного короба, устанавливают ветровой уголок вдоль ската – эти элементы защищают каркас крыши от капель во время косых дождей, не позволяют сильному ветру с шумом продувать конструкции и придают завершенный вид облику крыши.

Виды стропильной системы двухскатной крыши: для маленьких и больших домов

В основе каждой крыши лежит большое количество балок, стропил, стоек и прогонов, которые все вместе называются стропильной системой. За многовековую историю видов и способов ее организации накопилось немало, и каждая имеет свои особенности в построении узлов и врубок. Подробнее о том, какой может быть стропильная система двухскатной крыши и как при этом должны крепиться стропила и другие элементы системы поговорим подробнее.

Конструкция стропильной системы двускатной крыши

В разрезе двухскатная крыша представляет из себя треугольник. Состоит она из двух прямоугольных наклонных плоскостей. Две эти плоскости соединяются в высшей точке в единую систему коньковым брусом (прогоном).

Схема двускатной крыши

Теперь о составляющих системы и их назначении:

  • Мауэрлат — брус, который связывает крышу и стены здания, служит опорой для стропильных ног и других элементов системы.
  • Стропильные ноги — они образуют наклонные плоскости крыши и являются опорой для обрешетки под кровельный материал.
  • Коньковый прогон (бус или конек) — объединяет две плоскости крыши.
  • Затяжка — поперечная деталь, которая соединяет противоположные стропильные ноги. Служит для увеличения жесткости конструкции и компенсации распирающих нагрузок.
  • Лежни — бруски, расположенные вдоль мауэрлата. Перераспределяют нагрузку от кровли.
  • Боковые прогоны — поддерживают стропильные ноги.
  • Стойки — передают нагрузку от прогонов к лежням.

В системе могут еще присутствовать кобылки. Это доски, которые удлиняют стропильные ноги для образования свеса. Дело в том, что для защиты стен и фундамента дома от осадков желательно чтобы кровля заканчивалась как можно дальше от стен. Для этого можно взять длинные стропильные ноги. Но стандартной длины пиломатериалов в 6 метров для этого часто не хватает. Заказывать нестандарт — очень дорого. Поэтому стропила просто доращивают, а доски, которыми это делают называются «кобылки».

Конструкций стропильных систем довольно много. В первую очередь их разделяют на две группы — с наслонными и висячими стропилами.

Разница в конструкции наслонных и висячих стропил

С висячими стропилами

Это системы, у которых стропильные ноги опираются только на наружные стены без промежуточных опор (несущих стен). Для двускатных крыш максимальный пролет составляет 9 метров. При установки вертикальной опоры и системы подкосов увеличить его можно до 14 метров.

Висячий тип стропильной системы двускатной крыши хорош тем, что в большинстве случаев нет необходимости ставить мауэрлат, а это делает установку стропильных ног проще: не нужно делать врубки, достаточно скосить доски. Для связи стен и стропил используется подкладка — широкая доска, которую крепят на шпильки, гвозди, болты, ригеля. При таком строении большая часть распирающих нагрузок компенсирована, воздействие на стены направлено вертикально вниз.

Виды стропильных систем с висячими стропилами для разных пролетов между несущими стенами

Стропильная система двухскатной крыши для небольших домов

Существует дешевый вариант стропильной системы, когда она представляет собой треугольник (фото ниже). Такое строение возможно, если расстояние между наружными стенами не более 6 метров. Для такой стропильной системы можно расчет по углу наклона не делать: конек должен быть поднят над затяжкой на высоту не менее 1/6 длины пролета.

Но при таком построении стропила испытывают значительные изгибающие нагрузки. Для их компенсации или берут стропила большего сечения или врубку коньковой части делают так, чтобы их частично нейтрализовать. Для придания большей жесткости в верхней части с обоих сторон прибивают деревянные или металлические накладки, которые надежно скрепляют вершину треугольника (тоже смотрите не картинке).

На фото также показано, как дорастить стропильные ноги для создания свеса кровли. Делается врубка, которая должна выходить за пределы линии, проведенной от внутренней стены вверх. Это необходимо, чтобы сместить место надреза и уменьшить вероятность надлома стропила.

Коньковый узел и крепление стропильных ног к подкладной доске при простом варианте системы

Для мансардных крыш

Вариант с установкой ригеля — используется при организации под крышей жилого помещения — мансарды. В этом случае он является основой для подшивки потолка расположенного ниже помещения. Для надежной работы системы такого типа, врубка ригеля должна быть безшарнирной (жесткой). Лучший вариант — полусковороднем (смотрите на рисунке ниже). В противном случае крыша станет неустойчивой к нагрузкам.

Стропильная система двухскатной крыши с приподнятой затяжкой и узел врубки ригеля

Обратите внимание на то, что в этой схеме присутствует мауэрлат, а стропильные ноги для повышения устойчивости конструкции должны выходить за пределы стен. Для их закрепления и стыковки с мауэрлатом делается врубка в виде треугольника. В этом случае при неравномерной нагрузке на скаты, крыша будет более стабильна.

При такой схеме почти вся нагрузка ложится на стропила, потому их необходимо брать большего сечения. Иногда приподнятую затяжку укрепляют подвеской. Это необходимо для предотвращения ее прогиба, если она служит опорой для материалов обшивки потолка. Если затяжка небольшой длины, ее можно подстраховать по центру с двух сторон досками, прибитыми на гвозди. При значительной нагрузке и длине таких страховок может быть несколько. В этом случае тоже достаточно досок и гвоздей.

Для больших домов

При значительном расстоянии между двумя наружными стенами устанавливается бабка и подкосы. Такая конструкция обладает высокой жесткостью, так как нагрузки компенсированы.

Стропильная система двухскатной крыши для большого пролета и узлы врубки конька и стропил

При таком длинной пролете (до 14 метров) сделать затяжку цельной сложно и дорого, потому ее делают из двух балок. Соединяется она прямым или косым прирубом (рисунок ниже).

Прямой и косой прируб для соединения затяжки

Для надежной стыковки место соединения усиливается стальной пластиной, посаженной на болты. Ее размеры должны быть больше размеров врубки — крайние болты вкручиваются в цельную древесину на расстоянии не менее 5 см от края врубки.

Для того чтобы схема работала нормально, необходимо правильно сделать подкосы. Они передают и распределяют часть нагрузки от стропильных ног на затяжку и обеспечивают жесткость конструкции. Для усиления соединений используются металлические накладки

Крепление подкосов для стропильной системы висячими стропилами

При сборке двухскатной крыши с висячими стропилами сечение пиломатериалов всегда больше, чем в системах с наслонными стропилами: точек передачи нагрузки меньше, следовательно на каждый элемент приходится большая нагрузка.

С наслонными стропилами

В двускатных крышах с наслонными стропилами, концами они опираются на стены, а средней частью опираются на несущие стены или колонны. Некоторые схемы распирают стены, некоторые нет. В любом случае наличие мауэрлата обязательно.

Простейший вариант наслонных стропил

Безраспорные схемы и узлы врубок

Дома, сложенные из бревен или бруса плохо реагируют на распорные нагрузки. Для них они критичны: стена может развалиться. Для деревянных домов стропильная система двухскатной крыши должна быть безраспорной. О видах таких систем поговорим подробнее.

Простейшая безраспорная схема стропильной системы приведена на фото ниже. В ней стропильная нога упирается в мауэрлат. В таком варианте она работает на изгиб, не распирая стену.

Простая безраспорная система двускатной крыши с наслонными стропилами

Обратите внимание на варианты крепления стропильных ног к мауэрлату. В первом, площадку опирания обычно скашивают, ее длина при этом — не более сечения балки. Глубина врубки — не более 0,25 ее высоты.

Верх стропильных ног укладывается на коньковый брус, не скрепляя его с противоположным стропилом. Получаются по строению две односкатные крыши, которые в верхней части примыкают (но не соединяются) одна с другой.

Такую схему без наличия опыта делать не рекомендуется: при малейшей неточности выполнения появляются распорные силы и конструкция становится нестабильной.

Намного проще в сборке вариант со скрепленными в коньковой части стропильными ногами. Они практически никогда не дают распора на стены.

Вариант крепления стропил без распора на стены

Для работы этой схемы стропильные ноги внизу крепятся при помощи подвижного соединения. Для закрепления стропильной ноги к мауэрлату сверху забивается один гвоздь или снизу ставится гибкая стальная пластина. Варианты крепления стропильных ног к коньковому прогону смотрите на фото.

Если кровельный материал планируется использовать тяжелый, необходимо увеличить несущую способность. Достигается это увеличением сечения элементов стропильной системы и усилением конькового узла. Он приведен на фото ниже.

Усиление конькового узла под тяжелый кровельный материал или при значительных снеговых нагрузках

Все приведенные выше схемы двускатных крыш стабильны при наличии равномерных нагрузок. Но на практике такого практически не бывает. Предотвратить сползание крыши в сторону большей нагрузки можно двумя способами: установкой на высоте около 2 метров схватки или подкосами.

Варианты стропильных систем со схватками

Установка схваток повышает надежность конструкции. Чтобы она нормально работала, в местах ее пересечения со стоками крепить нужно к ним гвоздями. Сечение бруса для схватки используют такое же, как и для стропил.

Схемы стропильных систем двускатных крыш со схватками

К стропильным ногам крепятся ботами или гвоздями. Могут устанавливаться с одной или двух сторон. Узел крепления схватки к стропилам и коньковому прогону смотрите на рисунке ниже.

Крепление схватки к стропильным ногам и коньковому брусу

Чтобы система была жесткой и не «поползла» даже при аварийных нагрузках достаточно в таком варианте обеспечить жесткое крепление конькового бруса. При отсутствии возможности его смещения в горизонтали, крыша выдержит даже значительные нагрузки.

Системы наслонных стропил с подкосами

В этих вариантах для большей жесткости добавлены подстропильные ноги, которые еще называют подкосами. Они устанавливаются под углом 45° по отношению к горизонту. Их установка позволяет увеличить длину пролета (до 14 метров) или уменьшить сечение балок (стропил).

Подкос просто подставляется под требуемым углом к балкам и прибивается гвоздями с боков и снизу. Важное требование: подкос должен быть срезан точно и плотно прилегать к стойкам и стропильной ноге, исключая возможность ее прогиба.

Системы с подстропильными ногами. Сверху распорная система, снизу — безраспорная. Узлы правильной рубки для каждой расположены рядом. Внизу — возможные схемы крепления подкоса

Но не во всех домах средняя несущая стена расположена посередине. В этом случае есть возможность установить подкосы с углом ннаклона относительно горизонта 45-53°.

Система стропил со смещенным относительно центра вертикальным прогоном

Системы с подкосами необходимы если возможна значительная неравномерная усадка фундамента или стен. Стены садиться по-разному могут на деревянных домах, а фундаменты — на слоистых или пучнистых грунтах. Во всех этих случаях рассматривайте устройство стропильных систем такого типа.

Система для домов с двумя внутренними несущими стенами

Если в доме есть две несущие стены, устанавливают две подстропильные балки, которые расположены над каждой из стен. На промежуточные несущие стены укладываются лежни , нагрузка от подстропильных балок передается на лежни через стойки.

Системы с подстропильными балками

В данных системах коньковый прогон не ставят: он дает распорные силы. Стропила в верхней части соединяются одна с другой (подрезаются и стыкуются без зазоров), места соединения усиливаются стальными или деревянными накладками, которые прибиваются гвоздями.

В верхней безраспорной системе распирающую силу нейтрализует затяжка. Обратите внимание, что затяжка ставится под прогоном. Тогда она работает эффективно (верхняя схема на рисунке). Устойчивость может обеспечиваться стойками, или расшивками — балками, установленными наискосок. В распорной системе (на картинке она внизу) поперечине — это ригель. Он устанавливается над прогоном.

Есть вариант системы со стойками, но без подстропильных балок. Тогда к каждой стропильной ноге прибивается стойка, которая вторым концом опирается на промежуточную несущую стену.

Крепление стойки и затяжки в стропильной системе без подстропильного прогона

Для крепления стоек используются гвозди дляной 150 мм и болты 12 мм. Размеры и расстояния на рисунке указаны в миллиметрах.

Ссылка на основную публикацию